Дано

Автомобиль-самосвал МАЗ-5551 (дв. ЯМЗ-236Н) с одного места загрузки за одну ездку попутно доставил груз массой 7 т на два объекта в г. Минск: на один объект – 5 т, на второй – 2 т. Пробег автомобиля от места загрузки до первого объекта составил 25 км, в том числе по г. Минск – 8 км. Пробег автомобиля от первого объекта до второго по г. Минску – 6 км. Пробег автомобиля без груза на обратном пути составил 27 км, в том числе по г. Минск – 7 км.

Исходные данные:

- грузоподъемность автомобиля – 10 т;

- линейная норма расхода топлива – 28,8 л/100 км;

- повышение линейной нормы и нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы при эксплуатации в г. Минске – 15 % (п. 10.2);

– понижение линейной нормы и нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы при эксплуатации на загородных дорогах с асфальтобетонным покрытием – 10 % (п. 12);

- дополнительный расход топлива на одну ездку с грузом – 0,25 л (п. 21);

- дополнительный расход топлива на 100 т км транспортной работы – 1,3 л (п. 20).

Vдоп = 0,01 * 1,3 * [7 * (25 – 8) * (1 - 0,1) + 7 * 8 * (1 + 0,15) + 2 * 6 * (1 + 0,15) – 10 * 0,5 * (8 + 6 + 7) * (1 + 0,15) – 10 * 0,5 * (25 - 8 + 27 - 7) * (1 - 0,1)] = -1,33 л.

7 * (25 – 8) * (1 - 0,1) - фактически выполненная транспортная работа при доставке груза с места загрузки до первого объекта при движении на загородных дорогах с учетом понижения при движении на загородных дорогах

7 * 8 * (1 + 0,15) - фактически выполненная транспортная работа при доставке груза с места загрузки до первого объекта при движении по г. Минск с учетом повышения при движении в г. Минск

2 * 6 * (1 + 0,15) - фактически выполненная транспортная работа при доставке груза от первого до второго объекта по г. Минск с учетом повышения при движении в г. Минск

10 * 0,5 * (8 + 6 + 7) * (1 + 0,15) - транспортная работа, выполняемая автомобилем при коэффициенте динамического использования грузоподъемности равном 0,5 при движении по г. Минск с учетом повышения при движении в г. Минск

10 * 0,5 * (25 - 8 + 27 - 7) * (1 - 0,1) - транспортная работа, выполняемая автомобилем при коэффициенте динамического использования грузоподъемности равном 0,5 при движении на загородных дорогах с учетом понижения на загородных дорогах

 

Q = 0,01 * 28,8 * [(25 – 8 + 27 - 7) * (1 - 0,1) + (8 + 6 + 7) * (1 + 0,15)] – 1,33 + 0,25 * 1=15,47 л.

(25 – 8 + 27 - 7) * (1 - 0,1) - общий пробег по загородным дорогам с асфальтобетонным покрытием с учетом понижения на загородных дорогах

(8 + 6 + 7) * (1 + 0,15)] - общий пробег по г. Минск, повышение в г. Минск

1,33 - дополнительный расход топлива на выполнение транспортной работы, учитываемой в тонно-километрах

0,25 * 1 - дополнительный расход топлива на одну ездку с грузом

Решение

Отличительной особенностью утвержденных норм расхода на автомобили-самосвалы является то, что в линейную норму уже включен расход топлива на перемещение груза автомобилем при полной загрузке с коэффициентом 0,5. Таким образом, в утвержденых нормах расхода топлива предполагается, что автомобиль-самосвал эксплуатируется в цикличном режиме между объектом загрузки и объектом выгрузки, при этом с объекта загрузки до объекта выгрузки автомобиль перевозит максамильно допустимый его грузоподъемностью груз. Сложности в расчетах возникают тогда, когда автомобиль совершает ездки с неполной загрузкой или с выгрузкой груза в нескольких пунктах. Также норма расхода топлива должна быть меньше линейной норы расхода, если автомобиль едет пустой, например, после работы на базу.

 

Основная идея работы в программе с автомобилями-самосвалами является необходимость разделить непосредственно линейную норму самого автомобиля и добавку в норму расхода топлива для перемещения груза. Ситуация несколько усложняется в связи с тем, что для нормы расхода топлива на перемещение груза также действуют понижающие и повышающие коэффициенты. Итак, в справочнике автомобилей заводим новый автомобиль и заполняем данные по нему следующим образом:

Данные для расчета расхода топлива автомобиля-самосвала

  1. Линейная норма расхода топлива
  2. Проверить коэффициент +, он должен быть равен 1. Данный коэффициент используется для постоянного повышения или понижения линейной нормы расхода топлива, например, для автомобиля с автоматической коробкой передач, если линейная норма указана для автомобиля с механической коробкой передач.
  3. Понижение линейной нормы при эксплуатации на загородных дорогах будет реализовано с помощью дополнительного оборудования, поэтому ставим 1.
  4. Повышение линейной нормы при эксплуатации с грузом будет реализовано с помощью дополнительного оборудования, поэтому ставим 1.
  5. Повышение линейной нормы при эксплуатации в большом городе будет реализовано с помощью дополнительного оборудования, поэтому ставим 1.
  6. Грузоподъемность в этом поле носит чисто информационный характер и в расчетах нормы расхода топлива не участвует.
  7. Дополнительный расход топлива на 100 т км транспортной работы при пробеге по Минску: 1.3 * 1,15 = 1,495.
  8. Дополнительный расход топлива на 100 т км транспортной работы при эксплуатации на загородных дорогах с асфальтобетонным покрытием: 1.3 * 0,9 = 1,17.
  9. Норма расхода топлива на перемещение груза с полной загрузкой по г. Минску - 10 * 0,5 * 1,15 * 1,3 = 7,475. Именно такое количество топлива требуется по норме для перемещения 10 т груза на расстояние 100 км по г. Минску с коэффициентрм 0,5. Это количество топлива, при расчете нормы расхода, мы должны отнять. Также при работе в г. Минске мы должны учесть повышающий коэффициент 15%. Т. к. линейная норма расхода топлива уже будет учтена при задании пробега, нам остается добавить только разницу: 0,15 * 28,8 = 4,32. Окончательное изменение нормы расхода при пробеге по г. Минску без учета перемещения груза будет: 4,32 - 7,475 = -3,155. Расход топива на перемещение фактического груза мы учтем в пункте № 7.
  10. Норма расхода топлива на перемещение груза с полной загрузкой по трассе - 10 * 0,5 * 0,9 * 1,3 = 5,85. Именно такое количество топлива требуется по норме для перемещения 10 т груза на расстояние 100 км по трассе с коэффициентрм 0,5. Это количество топлива, при расчете нормы расхода, мы должны отнять. Также при при эксплуатации на загородных дорогах с асфальтобетонным покрытием мы должны учесть понижающий 10%. Т. к. линейная норма расхода топлива уже будет учтена при задании пробега, нам остается отнять только разницу:  0,1 * 28,8 = 2,88. Окончательное изменение нормы расхода при пробеге по трассе без учета перемещения груза будет: -5,85 - 2,88 = -8,73. Расход топива на перемещение фактического груза мы учли в пункте № 8.
  11. Дополнительный расход топлива на одну ездку с грузом.

Сохраняем изменения и заканчиваем работу со справочником автомобилей. Запускаем "Работа"- "Пут. листы". Выбираем автомобиль и вносим следующие данные:

  1. Показания одометра при выезде.
  2. Показания одометра при возвращении.
  3. Автоматически вычисляется общий пробег: 58 км.
  4. Дополнительный расход топлива на одну ездку с грузом: 1 подъем кузова.
  5. Пробег по трассе /100, т. к. норму мы рассчитывали на 100 км:  0,37.
  6. Пробег по Минску /100, т. к. норму мы рассчитывали на 100 км - 0,21.
  7. Работа по перевозке грузов по трассе: 7 тонн груза на расстояние (25 - 8) км: 7 * (25 - 8)/100 = 1,19.
  8. Работа по перевозке грузов по Минску: 7 тонн груза на расстояние 8 км до первого объекта и 2 тонны на 6 км до второго объекта: (7 * 8 + 2 * 6)/100 = 0,68.
  9. Получаем нормативный расход топлива - 15,47.

Ввод путевого листа автомобиля-самосвала

© 2011-2018, inrb@tut.by

Разработка ООО "Антерра"